Василий Васильевич (1866—1944)
Жизнь и творчество


Шёнберг и Кандинский встретятся в Амстердаме

В Еврейском историческом музее Амстердама (Joods Historisch Museum te Amsterdam) с 18 ноября 2013 года по 16 марта 2014 года будет работать выставка «Шёнберг и Кандинский. Художественные революционеры» (Schönberg & Kandinsky. Artistic Revolutionaries). Она сфокусирована на бурных десятилетиях начала ХХ века, ставших свидетелями революции в мире искусства и музыки. В то время как Василий Кандинский заложил основы абстрактного искусства, Арнольд Шёнберг разработал новую тональную систему в музыке.

Несомненно, немецкий композитор Арнольд Шёнберг считается одним из центральных личностей в искусстве первой половины XX века. Музыкальный экспрессионист, человек, который стал основателем атональной (грубо говоря, лишенной мелодии) музыки, человек, чья черная тень легла на все последующие создания в области серьезных музыкальных жанров. Исполнения его первых песенных опусов сопровождались скандалами, которые не прекращались на протяжении всего его творчества. Параллельно с Шёнбергом работал Василий Кандинскийа, который в свою очередь был одержим идеей найти такую новую форму искусства, которая бы объединила в единое целое живопись, танец, поэзию, архитектуру. Искал возможность воплощения давней алхимической мечты художников всех времен и народов — синтеза искусств. Кандинский исследовал звук и цвет и полагал, что созданные им цветовые образы имеют аналоги в мире звука. Фиолетовые тона, к примеру, он соотносил с деревянными инструментами, яркие краски — с медными. Когда в 1911 году Кандинский впервые услышал музыку Шёнберга, сразу же понял, что они — союзники. Так началась крепкая художественная дружба двух классиков авангарда.

В постоянном интеллектуальном общении друг с другом, а также в своих произведениях они погружались в тему хаоса и диссонанса порой так глубоко, что, может быть, и через два столетия понять их изыскания будет непросто. Однако ясно, что изыскания эти имеют большое значение для искусства и науки нашего времени. Они предвосхитили многое в повседневной жизни современного человека. «Живопись есть грохочущее столкновение различных миров», — говорил Кандинский. Шёнберг давал услышать это столкновение миров в своей музыке, Кандинский показывал этот грохот в своих картинах.

 
Главная Биография Картины Музеи Фотографии Этнографические исследования Премия Кандинского Ссылки Яндекс.Метрика