Василий Васильевич (1866—1944)
Жизнь и творчество


Кандинский и Клее встретятся благодаря выставке в Берне

В центре Пауля Клее в Берне (Швейцария) 19 июня откроется выставка «Пауль & Кандинский», представляющая творчество отцов-основателей классического модернизма Пауля Клее и Василия Кандинского. Никогда прежде в рамках одной выставки не объединялась столь выдающаяся подборка работ этих двух мастеров.

Пауль Клее и Василий Кандинский считаются «отцами-основателями классического модернизма», а их дружба была одной из самых захватывающих в истории XX века. Их отношения сформировались не только на взаимном вдохновении и поддержке, но также и на соперничестве с конкуренцией — такое сочетание стимулировало обеих художников в их творческой деятельности. Выставка «Кандинский и Клее» прослеживает богатую историю дружеских отношений художников в течение длительного периода с 1900 по 1940 год. Экспозиция в Берне обращает внимание зрителя на параллели и сходства, а также на разницу и различия, делая акцент на их личном и творческом диалоге в период «Голубого всадника» и Баухауза.

Василий Кандинский приехал в Мюнхен в 1896 году и поступил на обучение в частную школу живописи Антона Ажбе, где проучился с 1897 по 1899 год. С 1900 молодой художник начал посещать мюнхенскую академию художеств под руководством Франца фон Штука. Пауль Клее прибыл в Мюнхен в 1898 году и первоначально посещал школу живописи Генриха Книрра. В начале 1900 года он также принял участие в мастер-классе по живописи Франца фон Штука, где был и Кандинский, но тогда ближе с ним познакомится не удалось.

Кандинский был живописцем с самого начала. На тринадцать лет моложе Клее, хоть и был очень талантливым рисовальщиком, оценивал свои способности в живописи очень самокритично. Начиная с 1909 года, Кандинский разрабатывает новый революционный художественный язык вместе со своими абстрактными, широкомасштабными картинами. В 1911 году он вместе с Францом Марком создает творческое объединение «Синий всадник»; осенью к ним примыкает и Пауль Клее. В мае 1912 года Кандинский выпускает альманах «Синего всадника», в котором был представлен рисунок Клее.

Связь музыки и живописи является одной из центральных тем в творчестве обоих художников. Кандинский говорил о «внутренней гармонии» его картин и опубликовал свое видение в «Желтом звуке» в альманахе «Синего всадника» 1912 года. Клее, который сам великолепно играл на скрипке, разработал свое искусство посредством художественных аналогий с музыкальными структурами. Он обозначил свои «полифонические» картины самым высоким уровнем этого созвучия.

Пауль Клее приходит в Баухауз в Веймаре в марте 1921 года, Кандинский — в июне 1922 года после того, как был вынужден покинуть Германию и вернуться в Россию. Как мастера и коллеги-учителя, они стали опорными столбами Баухауза. Работы Клее в веймарский период являются плюралистическими и колеблются от представления повествовательных сцен до почти абстрактных мотивов. Кандинский, напротив, стремится в этот период к «basso continuo» в живописи, основываясь на установленных взаимоотношений цвета и формы. Открытая и оригинальная конструкция подхода Клее контрастирует со строгой и нормативной согласованностью Кандинского.

В Баухаузе в Дессау Клее и Кандинский подошли ближе друг к другу в 1925 — 1931/33 годы. В то время как определенные формы и геометричность начинают находить свое место в работах Клее, Кандинский ослабляет строгий изобразительный состав своих работ. И в то время, как повествовательные формы и элементы отступают в работах Клее, в картинках Кандинского появляются намеки на образность. И так возник истинный живописный диалог, в котором оба художника одни и тех же мотивы или методы выражали своим личностным художественным языком.

Выставка была создана в сотрудничестве с городской галереей в доме Ленбаха в Мюнхене. К слову, подборка после центра Пауля Клее отправится в городскую галерею, где пробудет с 21 октября 2015 по 24 января 2016 года.

«Пауль & Кандинский» в Берне будут принимать своих зрителей до 27 сентября. Местоположение: Центр Пауля Клее, Monument im Fruchtland 3, 3000 Bern, Швейцария.

 
Главная Биография Картины Музеи Фотографии Этнографические исследования Премия Кандинского Ссылки Яндекс.Метрика