Василий Васильевич (1866—1944)
Жизнь и творчество

На правах рекламы:

Ландыши оргалит цена www.fantorg.ru/shop/dvp-orgalit.



Композиция 4

Дополнительное определение

1. Массы (веса)

Краски

посередине внизу — синий (дающий целому холодное звучание)
справа вверху — разделенные синий, красный и желтый
слева вверху — черные линии сплетенных коней справа
внизу — протяженные линии лежащих фигур1

2. Контрасты

между массой и линией,
между точностью и расплывчатостью,
между сплетением линий и сплетением красок, и основной контраст: между острым, резким движением (битва) и светло-холодно-нежными красками.

3. Перекрывание

контуров красками.
Только все очертания замка ослаблены перетеканием неба сквозь его контур.

4. Два центра:

1. Сплетение линий,
2. острая форма, моделированная в синем
отделены друг от друга двумя вертикальными черными линиями (копья).

Вся композиция задумана очень светлой с большим количеством нежных тонов, которые часто перетекают один в другой (разрешения), желтый тоже холодный. Отношение светло-нежно-холодного к остро-движущемуся (война) составляет главный контраст в картине. Здесь, как мне кажется, этот контраст (по сравнению с "Композицией 2") еще сильнее, но зато и тверже (внутренне), откровеннее; преимуществом этого является более точное впечатление, а недостатком — слишком явная очевидность этой точности.

* * *

В основе здесь лежат следующие элементы:

1. Гармония спокойных масс.
2. Спокойное движение отдельных частей, главным образом, вправо и вверх.
3. Преимущественно острое движение налево и вниз.
4. Противоречие внутри обоих направлений (внутри движения направо небольшие формы движутся налево и т. п.).
5. Гармония масс и простых лежащих линий. 6. Контраст расплывчатых и контурных форм (то есть линия просто как линия (5) и как контур, который сам звучит подобно линии).
7. Перекрывание границ форм красками.
8. Преобладание звучания красок над звучанием форм.
9. Разрешения.

Март 1911

Комментарии

Впервые: Komposition 4 // Kandinsky: 1901-1913. Berlin: Der Sturm, 1913- S. XXXIII-XXXIV).

Текст напечатан в разделе "Notizen" ("Примечания") вместе с комментариями к "Композиции 6" и "Картине с белой каймой".

("Композиция IV". 1911. Холст, масло. 159,5 х 250,5. Художественное собрание Северного Рейна-Вестфалии, Дюссельдорф.)

Текст состоит из кратких пояснений, по пунктам перечисляющих использованные выразительные средства. Кандинский написал его сразу после завершения картины (конец февраля 1911 г.). Однако, комментируя остальные, написанные двумя годами позже, картины, он избрал иную форму — рассказ об истории их создания. Поэтому раздел "Примечания" превратился в самостоятельную часть книги.

Перевод с немецкого Б.М. Соколова

1. Предметная основа "Композиции IV" состоит из нескольких частей: это фигуры с длинными пиками ("копья") в центре, двое лежащих ("протяженные линии лежащих фигур") справа, неясные очертания крепости ("замок") в верхней средней части, двое прыгающих навстречу друг другу всадников ("черные линии сплетенных коней") слева; под ними видна радуга. Существует картина "Фрагмент к "Композиции IV" (Казаки)" (Галерея Тейт, Лондон), основанная на мотивах центральной и левой частей; хотя название автором не пояснено (оно известно из старой этикетки; в рукописных каталогах встречается название "Битва"), здесь действительно можно угадать фигуры казаков в папахах и с пиками. Позже художник писал, что основой для "Композиции IV" послужило зрелище рейда казаков по улицам Москвы во время революции 1905 г. (письмо к X. Хильдебрандту от 25 марта 1927; см.: Hildebrandt H. Drei Briefe von Kandinsky // Werk. 1955/ T. 42. № 10. Oct. S. 238). П. Верго считает, что этот мотив появился в живописи Кандинского как драматический эпизод борьбы, предшествующей рождению "Великой Духовности" (Vergo P. Kandinsky Cossacs. L., 1986. P. 7,12-13, 21).

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
Главная Биография Картины Музеи Фотографии Этнографические исследования Премия Кандинского Ссылки Яндекс.Метрика