Василий Васильевич (1866—1944)
Жизнь и творчество


Предисловие ко второму изданию

С момента выхода в свет этой книги минуло два года. Одна из наших целей — с моей точки зрения главная — осталась почти недостигнутой.

Речь шла о том, чтобы на примерах, на практических сопоставлениях, на теоретических доказательствах показать, что вопрос о форме в искусстве вторичен, что проблема искусства — преимущественно вопрос о его содержании.

На практике "Синий всадник" доказал свою правоту: возникшее формально скончалось. Оно едва просуществовало два года — мнимо просуществовало. Возникшее по необходимости "развивалось" дальше. Более доступное пониманию из-за торопливости нашего времени сформировало "школы". Нашедшее здесь свое отражение движение в общем пошло вширь и одновременно стало компактнее. Вначале необходимые для прорыва взрывы уступили место более спокойному, более широкому и компактному потоку, набирающему силы.

Это распространение духовного движения и одновременно его концентрическая вихревая мощь, постоянно с огромной силой вовлекающая в него новые элементы, знак его качественного предопределения и его видимой цели.

И так своим собственным путем идет жизнь, действительность. Эти громовые приметы великого времени почти необъяснимо пропускаются мимо ушей: публика (в ее числе и многие теоретики искусства) вопреки духовным веяниям времени склонна чаще, чем когда бы то ни было ранее, лишь рассматривать, анализировать и систематизировать формальные моменты.

Итак, по-видимому, время для "слушанья" и "виденья" еще не наступило.

Обоснованность надежды на то, что зрелость придет, коренится в необходимости.

И эта надежда — важнейшее основание для повторного появления "Синего всадника".

Одновременно на протяжении последних двух лет в каких-то случаях будущее приближалось к нам, что позволяло уточнить и оценить его. Из всеобщего органично вырастало последующее. Этот рост и особенно ставшая наглядной связь между отдельными сферами духовной жизни, якобы изолированными друг от друга, их сближение, отчасти взаимопроникновение и как результат смешанные и, следовательно, неизмеримо более богатые формы обусловливают необходимость дальнейшего развития наших идей, появления новой публикации.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
Главная Биография Картины Музеи Фотографии Этнографические исследования Премия Кандинского Ссылки Яндекс.Метрика