Василий Васильевич (1866—1944)
Жизнь и творчество


Приложение № 5в

Приложение № 5в. Текст в немецких изданиях (П).

А еще выше никакого страха уже нет. Там идет работа, смело расшатывающая заложенные людьми устои. Здесь мы также находим профессиональных ученых, которые снова и снова исследуют материю; они не знают страха ни перед каким вопросом и, в конце концов, ставят под сомнение саму материю, на которой еще вчера все покоилось и на которую опиралась вся вселенная. Теория электронов (т. е. движущегося электричества), которые должны всецело заменить материю, находит сейчас отважных конструкторов, которые то здесь, то там переступают границы осторожности и погибают при завоевании новой научной твердыни: так погибают воины при штурме упорной крепости, забывая о себе и принося себя в жертву. Но — "нет крепости, которую невозможно было бы покорить".

* * *

С другой же стороны, множатся или чаще становятся известными факты, которые вчерашняя наука приветствовала привычным словом "надувательство". Даже газеты, эти большей частью послушнейшие слуги успеха и плебса, встречающие покупателя словами "чего изволите?", вынуждены в некоторых случаях умерять или даже совсем отказываться от иронического тона при сообщениях о "чудесах". Различные ученые, среди которых имеются и материалисты чистейшей воды, посвящают свои силы научному исследованию загадочных фактов, которые невозможно дольше ни отрицать, ни замалчиватьI 1.

* * *

С другой стороны, множится число людей, которые не возлагают никаких надежд на методы материалистической науки в вопросах, касающихся "нематерии" или той материи, которая недоступна нашим органам чувств. И подобно искусству, которое ищет помощи у примитивов, эти люди обращаются к полузабытым временам с их полузабытыми методами, чтобы там найти помощь. Эти методы, однако, еще живы у народов, на которые мы, с высоты наших знаний, привыкли смотреть с жалостью и презрением.

К числу таких народов относятся, например, индусы, которые время от времени преподносят ученым нашей культуры загадочные факты, на которые или не обращали внимания или от которых, как от назойливых мух, пытались отмахнуться поверхностными словами и объяснениямиII. Госпожа Е.П. Блаватская2, после долголетнего пребывания в Индии, была, пожалуй, первой, кто установил крепкую связь между этими "дикарями" и нашей культурой. Этим было положено начало одного из величайших духовных движений, которое, объединяя сегодня большое число людей, приняло даже материальную форму "Теософического общества". Общество это состоит из лож, которые путем внутреннего познания пытаются подойти к проблемам духа. Их методы являются полной противоположностью позитивным методам; в своей исходной точке они взяты из существовавшего уже раньше, но получили теперь новую, сравнительно точную формуIII 3.

Примечания

I. Цельнер, Вагнер, Бутлеров в Петербурге, Крукс в Лондоне и т. д., позднее Ш. Рише, К. Фламмарион (парижская "Matin" приблизительно 2 года тому назад напечатала высказывания последнего под заголовком "Je le constate mais je nel'explique pas"). Наконец, Ц. Ломброзо, основоположник антропологического метода в области преступности, участвует в серьезных сеансах с Евзапией Палладино и признает спиритические феномены. Кроме еще некоторых ученых, на свою ответственность занимающихся изучением этого предмета, постепенно основываются и целые научные объединения и общества, ставящие себе те же цели (напр., Société des Etudes Psychiques в Париже, которая организует турне с докладами по Франции, с тем чтобы в совершенно объективной форме ознакомить публику с достигнутыми результатами).

II. Очень часто в подобных случаях пользуются словом гипнотизм, от которого в его первоначальной форме месмеризма пренебрежительно отворачивались разные академии.

III. См., например, "Theosophie" доктора Штейнера и его статьи о пути познания в "Lucifer-Gnosis".

Комментарии

1. Большая часть приведенных в примечании примеров почерпнута Кандинским из журнала "Спиритуалист" 1906-1907 гг.

2. Блаватская Елена Петровна (1831-1891), русская писательница, основала в 1875 г. в Нью-Йорке совместно с английским полковником Олькотом "Теософическое общество", призванное изучать оккультизм и эзотеризм в различных, преимущественно восточных, формах.

3. Steiner R. Theosophie. 2 Aufl. Leipzig: Max Altmann, 1907; Lucifer-Gnosis, 1904-1908: Wie erlangt man Erkenntnisse der höheren Welten. S. 13—28; Die Stufen der höheren Erkenntnis. S. 29-32, 34-35. Эти книги находятся в библиотеке Мюнтер и Кандинского в Мюнхене. Сохранилась также записная книжка Кандинского с выписками из "Lucifer-Gnosis".

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
Главная Биография Картины Музеи Фотографии Этнографические исследования Премия Кандинского Ссылки Яндекс.Метрика