Василий Васильевич (1866—1944)
Жизнь и творчество


2.2. Идея «Мирового Расцвета» в поэме «Пропевень о проросли мировой» и живописном творчестве П.Н. Филонова

Книга «Пропевень о проросли мировой» была единственным поэтическим опытом Павла Филонова. Она создавалась в 1914—1915 гг., была опубликована при поддержке М. Матюшина в издательстве «Журавль» в 1915 г. В среде футуристов книга была хорошо принята. В. Хлебников писал: «От Филонова, как писателя я жду хороших вещей... в этой книге есть строчки, которые относятся к лучшему, что написано о войне». А. Кручёных в работе, посвящённой заумной футуристической школе, причислил к ней и Филонова.

М. Матюшин в статье «Творчество Павла Филонова» (1916) писал: «Филонов долго и упорно творчески работал как художник, одновременно искал и создал ценную фактуру слова и речи. Как бы коснувшись глубокой старины мира, ушедшей в подземный огонь, его слова возникли драгоценным сплавом, радостными, сверкающими кусками жизни и ими зачата книга мирового расцвета «Пропевень о проросли мировой». (135, с. 232)

Разные трактовки, можно сказать, варианты «расшифровки», названия, текста дают исследователи. Дж. Боулт берёт смелость «перевести» его буквально: «Пропевень о проросли мировой» обозначает «Песнь о Мировом расцвете»1. В общем, такая трактовка удачно вписывается в контекст философии художника, в круг его идей и чаяний, но она слишком прямолинейна и скудна с точки зрения поэзии. Г.Ю. Ершов отмечает близость филоновских экспериментов со словом работам Хлебникова. Поэтому в слове «Пропевень» видит фонетическое сходство со словом «проповедь», и добавляет к значению заглавия смысл этого слова: «Очертания слова остаются прежними, но заменой одной-двух букв достигается новый смысл, другое понятийное содержание». (37, с. 82) Отметим, что словотворчество тем и привлекало деятелей авангарда, в том числе Филонова, что позволяло при помощи небольшого изменения формы ввести в неё новые содержания, выстроить новые ассоциативные цепочки. Каждая из трактовок исследователей имеет свои основания, возможно, все они заключены в этой фразе «Пропевень о проросли мировой». Отметим и другой, не менее важный оттенок значения. Присоединяя приставку про — (пропевень, пророст.) Филонов включает в значение элемент длительности, протяжённости. (Приставочный способ словообразования является основным при образовании глаголов, 6, с. 36) Напомним, что включение времени в свои живописные работы Филонов считает одним из «столпов» дореволюционного творчества. Значение приставки про — «завершение действия, доведение его до конца» (6, с. 37) (пропеть, прорасти) в контексте всего произведения добавляет особый утвердительный пафос. Добро действительно побеждает зло и наступает та самая эпоха «Мирового Расцвета». Значимым, на наш взгляд, является и то, что Филонов соединяет в заглавии одно существительное мужского рода и одно — женского: слово «песня» он переделывает в «мужской» «пропевень», а «проросль» оставляет в женском роде. Так на уровне морфологии заявляется тема гармоничного соединения мужского и женского начала, волновавшая мастера в живописном творчестве 1910-х годов.

Филонов, трансформируя слово, пытался наполнить его новыми смыслами. Подчас оно становится настолько тяжёлым, зашифрованным, что смысл определить трудно. Слово, в его формальной оболочке, порой неспособно вместить все смыслы. Тогда на помощь приходит музыка, как сила, способная организовать разрозненную словесную массу. Художник даёт установку на музыкальное прочтение уже в названии поэмы «пропевень» (т.е. текст надо пропеть), первая часть произведения называется «Песня о Ваньке Ключнике», а вторая — «Пропевень про красивую преставленницу». Текст Филонов разделяет на отдельные реплики-партии, появляются персонажи «запевало» («запеватель»), «подголосок», «хор». В картинах автора исследователи тоже часто находят элементы музыкальности. Т.Н. Глебова, ученица Филонова, писала: «Его работы действовали не только на внешнее зрение, но и на внутреннее, и казались сродни музыке» (83, с. 111).

Содержательная и формальная необычность филоновского творения отмечается всеми исследователями. Общие проблемы, поднимаемые автором в изобразительном, литературном и философском творчестве позволяют взглянуть на всю работу Филонова как на «единый семантически связанный текст». (37, с. 69) Отмечается особая связь «Пропевня» с религиозной традицией: «отсутствие пунктуации создаёт монотонный, усыпляющий эффект, превращая текст в некую религиозную службу или обряд», «произведение близко по сути молитве, обращённой к миру». (37, с. 69) Литературное произведение называется и ещё одной «декларацией» или «Формулой» художника, «органической формой».

Примечания

1. Мислер Н., Боулт Жд. Филонов. Аналитическое искусство. М.: Сов. худ., 1990. — С. 69.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
Главная Биография Картины Музеи Фотографии Этнографические исследования Премия Кандинского Ссылки Яндекс.Метрика